После отставки Мусоргский впервые посещает Москву — город производит на него большое впечатление, и он, по собственным словам, влюбляется «во всё русское». Впрочем, новые произведения он пишет в европейских формах и на классические сюжеты: в Intermezzo in Modo Classico (Интермеццо в классической форме) или музыки для пьесы «Эдип в Афинах».
Но «Эдипа» и многие другие проекты того времени Мусоргский не довёл до конца. Он часто жаловался на «творческую бездеятельность»; друзья отмечали, что ему не хватает упорства.
В начале 1860-х Мусоргский часто выезжает из Петербурга в родное имение. Его отец, Пётр Алексеевич, умер ещё в 1853 году, поэтому из-за крестьянской реформы заниматься перераспределением земли пришлось его сыновьям.
В одну из поездок Мусоргский остановился у друзей, семейства Кушелевых. В их доме была большая библиотека, там регулярно собирались прогрессивные молодые люди. Мусоргский увлёкся новой компанией и стал перенимать их идеи. Каждое утро он бегал по сугробам, чтобы «отделаться от изнеженности». А по вечерам приходил на чтения, где, к примеру, обсуждали популярного провокационного писателя Чернышевского.
Вдохновившись социалистическими идеями, Мусоргский возвращается в Петербург и начинает жить в коммуне с молодыми творцами. Там он работает энергичнее, пишет романсы, в том числе известный «Саул», о котором особенно тепло отзывался Стасов:
Также Мусоргский работает над оперой «Саламбо» по историческому роману Гюстава Флобера. Её он, впрочем, не заканчивает, отчасти из-за неожиданного потрясения.